— О раке толстой кишки
— Факторы влияющие на возникновение рака толстой кишки
— Диагностика рака толстой кишки
— Лечение рака толстой кишки

Обзор на тему: Рак толстого кишечника

Толстая кишка — анатомическая справка

Толстая кишка подразделяется на ободочную и прямую, которые соединяются на высоте в 20–22 см от анального канала.

Ободочная кишка включает в себя:

• слепую
  • восходящую ободочную
  • печеночный изгиб
  • поперечную ободочную
  • селезеночный изгиб
  • нисходящую ободочную
  • сигмовидную кишку.

Термин «колоректальный рак» используется для определения опухолей толстой кишки, т. е. ободочной и прямой.

Симптоматика рака толстой кишки

Рак толстой кишки всегда начинает проявляться с симптомов нарушения стула. На начальных стадиях стул размягчается и появляется примесь крови в кале. Затем количество крови увеличивается, иногда появляется алая кровь – это говорит о том, что поражены нижние отделы толстого кишечника.

Некоторые пациенты отмечают тянущие боли внизу живота, чувство неполного опорожнения кишечника и частые позывы на дефекацию. На более поздних стадиях понос сменяется запором, не редки случаи возникновения кишечной непроходимости.

Пациенты становятся бледными, они не способны выполнять физические упражнения даже самые минимальные, прогрессирует слабость, сонливость и быстрое утомление.
В некоторых случаях рак толстой кишки осложняется асцитом или увеличением печени. Это является плохим прогностическим признаком для пациентов.

Стадийность рака толстой кишки

Выделяют следующие стадии течения рака толстой кишки:

Стадия 0 — опухоль на самом начальном этапе развития, и проникает только во внутреннюю слизистую оболочку кишки. Этот этап известен в медицине под названием Carcinoma in Situ.

Стадия 1 — диагностируется единичный опухолевый узел, который располагается на слизистой оболочке и начал прорастать в мышечную ткань кишки.

Стадия 2А — опухоль распространилась в наружную мышечную прослойку кишки , однако не проникает в близлежащие ткани или в ближайшие (регионарные) лимфатические узлы.

Стадия 2В — характеризуется повреждением целостности кишки и опухолевым узлом, проникающим мышечную ткань кишки наружу и в близлежащие ткани, но не в ближайшие (регионарные) лимфатические узлы.

Стадия 3 — наличие единичного опухолевого узла, который располагается на слизистой оболочке и начал прорастать в мышечную ткань кишки, а также вовлечение до 3 регионарных лимфоузлов, однако опухоль не затрагивает ближайшие органы.

Стадия 3В — характеризуется повреждением целостности кишки и опухолевым узлом, проникающим мышечную ткань кишки наружу и в близлежащие ткани, а также вовлечением до 3 регионарных лимфоузлов, однако опухоль не затрагивает ближайшие органы.

Стадия 3С — опухоль распространилась или не распространилась на стенки кишечника, при этом она проникает в четыре или более регионарных лимфоузла. Опухоль не распространяется на другие органы.

Стадия 4 — опухоль распространилась или не распространилась на стенки кишечника, вовлекает или не вовлекает регионарные лимфоузлы, однако распространилась на другие органы, такие как печень и/или лёгкие.
^ Наверх

Классификация по степени дифференциации раковых клеток

Дифференцированные опухоли в значительной мере напоминают структуру здоровой ткани кишечника. Недифференцированные теряют органное строение, а потому представляют высокую степень сложности в диагностике определения источника опухоли. Принято различать четыре степени дифференциации опухоли:

G1 — высокодифференцированная;

G2 — средняя степень дифференциации;

G3 — низкая степень дифференциации;

G4 — недифференцированная опухоль.

Низко- и недифференцированные опухоли кишечника характеризуются агрессивным течением, быстрым и ранним метастазированием, высокой чувствительностью к лучевой и цитостатической терапии и, в то же время, высокой способностью к рецидивированию после проведенного лечения.

Факторы риска

Известны следующие основные факторы риска заболевания раком ободочной кишки:

• Возраст >50 лет
  • Особенности питания
  • Генетические синдромы:
    • диффузный семейный полипоз — такие заболевания, как синдром Гарднера–Тернера, синдром Пейтца–Джигерса, болезнь Тюрка
  • Клиническая история больного, охарактеризована следующими заболеваниями:
    • аденома ободочной кишки
    • язвенный колит
    • болезнь Крона ободочной кишки
  • Отягощение онкологической наследственностью, а именно заболеванием рака толстой кишки у кровных родственников.

Возраст в настоящее время рассматривается как один из основных факторов риска развития рака ободочной кишки. Уже после 40 лет среди населения, считающего себя здоровым,  возрастает количество аденом и других новообразований толстой кишки. У людей старше 40 лет аденомы развиваются в 5–10%, при чём с возрастом частота их нарастает, и в 50–59 лет достигает 35%. После 50 лет риск развития колоректального рака удваивается в каждое последующее десятилетие жизни.
Рак толстой кишки стоит на третьем месте по частоте встречаемости, среди всех онкологических заболеваний. Более 90% пациентов с диагностируемым раком толстой кишки старше 60 лет. Пятилетняя выживаемость составляет 40-50%, однако чаще всего эти люди умирают от сопутствующей патологии или от метастазирования.

Диагностика рака толстой кишки

Ранняя диагностика рака толстой кишки на сегодняшний день является серьёзной проблемой, ведь пациенты просто не хотят обращаться к врачу с данного рода симптомами.
Первым этапом в постановке диагноза является пальцевое исследование. Это поможет исключить или подтвердить наличие патологии в прямой кишке. Если опухоль располагается именно там, то можно прощупать узел плотной консистенции, спаянный с окружающими тканями, частично перекрывающий просвет. При осмотре можно обнаружить выделение алой крови.
Далее необходимо провести лабораторную диагностику кала на скрытую кровь и взять общие анализы крови и мочи.
УЗИ как метод диагностики рака толстого кишечника не всегда дает полный объем информации для постановки диагноза, однако в некоторых случаях именно во время этого обследования можно заподозрить наличие опухоли.

Ректороманоскопия – малоинвазивный метод диагностики, который позволяет исследовать сигмовидную и прямую кишку при помощи специального аппарата. При этом можно визуально определить наличие опухолевого узла, его расположение относительно просвета кишки.
Ирригоскопия – метод диагностики, суть которого заключается во введении контрастного вещества (глотание бария) в толстую кишку и ее рентгенографии. В результате на снимках можно увидеть дефект слизистой оболочки, места неполного контрастирования кишечника, а также наличие узлов, полипов и дивертикулов.
Колоноскопия является самым частым методом диагностики патологии толстого кишечника. Данный метод заключается во введении колоноскопа (трубки с камерой на конце) в прямую кишку и продвижение его по кишечнику. В результате на экране видна картина слизистой оболочки кишечника.
Из современных методов диагностики используется КТ – формирование послойных снимков в одну объемную картинку. При КТ очень хорошо видны метастазы в лимфатических узлах и внутренних органах, поэтому чаще всего данный метод применяется для их диагностики.

Начальным и решающим этапом в диагностике рака толстой кишки является биопсия и её патологический (гистологический) анализ. Лабораторная проверка не только подтверждает/исключает злокачественное строение опухоли, но и помогает определить структуру клеток, составляющих узел. Биопсию можно произвести во время проведения колоноскопии или под контролем УЗИ (в зависимости от локализации опухоли). Качество этих процедур в МЦ «СионКлиник» гарантирует д-р Елена Кацман.

После забора биопсии полученный материал передаётся в патологическую лабораторию для произведения иммуногистологического анализа. Качество этого анализа гарантирует профессор Элимелех Окон, — самый опытный патолог в Израиле.

Наши пациенты также обращаются к нам уже после забора биопсии, в таких случаях обязательно предоставление стёкол и блоков, а также идентифицирующие описания к ним. (Вы можете приложить соответствующую медицинскую документацию уже во время оформления заявки прикреплением к форме ниже). Эти материалы мы посылаем на гистологическую ревизию. Ревизия, которую производит профессор Элимелех Окон очень часто выявляет ошибки в гистологических заключениях. Выявление таких ошибок способно в корне изменить подход в лечении, а иногда и спасти человеческую жизнь.
После произведения описанных выше обследований наши врачи готовы построить индивидуальную программу лечения. В случае с раком толстой кишки лечащим онкологом в МЦ «СионКлиник» является профессор Илан Рон.

^ Наверх

Лечение рака толстой кишки в Израиле

Израильские специалисты добиваются самых положительных результатов в лечении пациентов с раком толстой кишки. Подходы к такому важному вопросу, как лечение рака толстой кишки в Израиле, имеют общий характер — целостность в терапии и в пост-терапийной реабилитации, а также нацеленность на положительный результат.

Лечение рака толстой кишки в Израиле предусматривает комплексную терапию, включающую в себя оперативное лечение, химиотерапию и лучевую терапию.

Хирургическое вмешательство при раке толстой кишкие в МЦ «СионКлиник»  выполняется  опытнейшим хирургом – доктором Роном Гринбергом.
Могут быть выполнены такие виды оперативных вмешательств:

Новым словом в лечении метастатического рака толстой кишки в Израиле является технология SIRT, которая обычно используется для лечения метастатических форм рака печени. В случаях с раком толстой кишки это технология зарекомендовала себя для избавления от метастаз в печени, которые являются частой причиной смерти больных раком толстой кишки.

На вооружении онкологов МЦ «СионКлиник» разнообразные формулы и методики применения химиотерапии, как для продолжения лечения в постоперативный период, так и для лечения метастатических форм заболевания. Частым явлением в лечении посредством химиотерапии является невозможность продолжения процедур из-за серьёзных побочных эффектов, в том числе резкого снижения показателей крови. В Израиле существуют методики, которые позволяют избежать нежелательных эффектов в процессе химиотерапии. Это достигается посредством применения реабилитационной терапии, которая является неотъемлемой частью в процессе лечения в отделении онкологии МЦ «СионКлиник». Существует множество техник реабилитационной терапии, в том числе применение средств китайской традиционной медицины. Врачи МЦ «СионКлиник», практикующие реабилитационные методы лечения китайской традиционной медицины —  это дипломированные специалисты как в классической медицине, так и в китайской, с обучением и практикой в Китае.

Мы считаем, что уход за общим благополучием пациента является важной частью процесса лечения.  Поэтому на базе МЦ «СионКлиник» обеспечивается выполнение различных программ для поддержания и восстановления организма во время получения основного лечения.

Процентное соотношение больных, живущих более 1,5 лет после прохождения лечения по поводу рака толстой кишки без рецидивов в среднем для разных стадий заболевания, является основным показателем успеха. Для пациентов МЦ «СионКлиник» этот показатель составляет 82%.