Данная программа является пособием, служащим пациентам для получения информации о стандартах диагностики и лечения рака пищевода, на разных стадиях в МЦ «СионКлиник», Израиль. Необходимо помнить, что программа не является протоколом индивидуального лечения, который может быть рекомендован только лечащим врачом.

Пищевод

Длинная полая мышечная труба, соединяющая глотку c желудком. Длина пищевода взрослого человека около 30 см. Функция пищевода в организме — транспорт пищи изо рта в желудок посредством мышечных сокращений. Верхняя часть пищевода проходит позади трахеи (воздухоносные пути), но потом эти органы разделяются. Подле пищевода располагаются несколько лимфатических узлов (регионарные лимфоузлы), функция которых — защита от инфекций, вирусов и аномальных клеток (к примеру, раковых).

Расположение регионарных пищеводу лимфоузлов:

• в области шеи,
  • в центре грудной клетки
  • рядом с точкой соединения с желудком (в области нижнего сфинктера).

Опухоль пищевода может локализоваться по всей продолжительности органа.

Основные виды рака пищевода

• Плоскоклеточная карцинома пищевода;
  • Аденокарцинома пищевода.

Диагностика рака пищевода в МЦ «СионКлиник»

Консультация врача-онколога со сбором анамнеза и физикальным осмотром;

Общий анализ крови и биохимия;

Эндоскопия/Эзофагоскопия — проверка, в процессе которой врач, с помощью гибкого и тонкого зонда (эндоскопа), на конце которого находится микрокамера с источником освещения, осматривает непосредственно пищевод. Основная функция данной проверки — это взятие пробы с подозрительного участка слизистой поверхности пищевода (биопсия пищевода). В отдельных случаях проверка проводится под общим наркозом. Наши врачи обеспечивают минимальность болевого синдрома данной проверки в случаях, когда она проводится без анестезии;

Эндоскопическое УЗИ со взятием биопсии. В некоторых случаях, когда необходим забор биопсии, а также более глубокая проверка прилегающих к пищеводу органов, в том числе регионарных лимфоузлов используется данное исследование, которое также даёт точное понятие о глубине проникания образования в стенки пищевода;

Лабораторное исследование биопсии (гистологический анализ), производимое патологом, специалистом в области диагностики рака. От корректности этой проверки во многом зависит жизнь пациента и назначение дальнейшего лечения, поэтому патологи МЦ «СионКлиник» — это специалисты высокого класса. В некоторых случаях, когда наши пациенты прибывают с готовой биопсией (привозят с собой «стёкла и блоки»), эта проверка проводится на готовом материале и называется гистологической ревизией. Такую проверку производит в нашем центре только профессор Элимелех Окон, один самых искусных и опытнейших патологов не только в Израиле, но и во всём мире;

КТ — компьютерная томография грудной клетки, брюшной полости и малого таза с контрастным веществом. Исследование, с помощью которого определяется точная локализация опухоли, исключается возможность распространения заболевания (процесс метастазирования). Эта проверка наиболее информативна ещё и потому, что оборудование, на котором оно производится, самое современное, и персонал, осуществляющий её, отвечает всем обязательным в Израиле требованиям. Интерпретация полученных томографических снимков во многом определит дальнейший ход лечения, в том числе установит возможность оперативного вмешательства;

ПЭТ КТ — позитронно-эмиссионная томография с компьютерной томографией, считается на сегодня «золотым стандартом» в диагностике онкологических заболеваний. В случаях, когда по результатам КТ остаются вопросы о распространённости процесса (рака) в ближние или отдалённые органы, то прибегают к этой проверке, которая даёт возможность с высокой точностью отличить доброкачественные процессы (могут развиваться в других органах без связи с онкологическим заболеванием) от злокачественных, которые могут появиться в процессе развития заболевания в пищеводе.

Лечение рака пищевода в МЦ «СионКлиник»

Лечение рака пищевода в Израиле — комплексный процесс, который строится с учетом стадии заболевания, пожеланий пациента, сопутствующих заболеваний, если они есть. Очень важно начать лечение сразу после обследования.

Цели лечения в зависимости от стадии заболевания:

• В ранних стадиях рака пищевода (стадия 0 — стадия 2А) — лечение, направленное на полное излечение пациента;
  • В более поздних стадиях рака пищевода (стадия 2В и выше) — паллиативное лечение, направленное на продление и улучшение качества жизни пациента.

План лечения рака пищевода в Израиле, в МЦ «СионКлиник»

Основные методы лечения рака пищевода:

Оперативное лечение при раке пищевода — единственное радикальное лечение в случае с онкологией пищевода.

Наиболее распространённая форма оперативных вмешательств при раке пищевода — это удаление участка пищевода, вовлечённого в раковый процесс. Существуют два метода такой операции:

• Транс-торакальная резекция пищевода или эзофагэктомия (trans-thoracic esophagectomy) — разрезается передняя брюшная стенка, после чего разрез делают в грудной клетке, с правой стороны, между ребер, а затем удаляется часть или весь пищевод и окружающая его клетчатка. Такие операции выполняются с одномоментной эзофагопластикой (пластикой пищевода).
  • Лапароскопическая трансхиатальная эзофагэктомия (Laparoscopic Trans-hiatal esophagectomy) — лапароскопически-ассистированная эзофагэктомия — малоинвазивная операция (не разрезается грудная клетка), в процессе которой подтяжка пищевода производится через небольшой шейный разрез, после того, как в районе нижнего живота производится разрез для нижнего иссечения пищевода, а затем осуществляется реконструктивный этап с лапароскопической пластикой пищевода (эзофагопластикой).

Существуют разные методики эзофагопластики (реконструкции пищевода):

• Пластика пищевода желудком, тогда когда целый желудок перемещается в область грудной клетки, либо из тканей желудка формируется трансплантат, который заменяет пищевод;
  • В последние годы пластику пищевода целым желудком применяют реже, особенно в операциях, предусматривающих удаление регионарных лимфоузлов (лимфоаденоктомия), так как она не позволяет сформировать трансплантат достаточной длины и полноценно удалить лимфоузлы по малой кривизне желудка. Поэтому чаще используется метод эзофагопластики, когда в качестве трансплантата используется трубка из большой кривизны желудка;
  • Пластика пищевода тонкой кишкой, когда из части тонкой кишки формируется трубка — трансплантат;
  • Пластика пищевода толстой кишкой, когда из части толстой кишки формируется трубка — трансплантат.

Химиотерапия — применяется в лечении рака пищевода в следующих случаях и вариациях:

• в качестве предоперационной процедуры (нео-адьювантная терапия), когда существует необходимость в предоперационном снижении в объёма опухоли;
  • в качестве нео-адьювантной терапии в составе комплексного лечения наряду с радиотерапией, такое применение называется нео-адьювантная химио-радиотерапия;
  • в качестве адьювантного, т.е. постоперативного лечения, как самостоятельно, так и в составе адьювантной химио-радиотерапии;
  • как самостоятельное лечение в неоперабельных случаях, когда целью лечения является приостановление онкологического процесса, либо, в тех же случаях, в составе химио-радиотерапии;

Радиотерапия (лучевая) — в лечении рака пищевода используется наружная направленная радиотерапия.  Варианты применения те же, что описаны выше(см. химиотерапия).

Построение индивидуального плана лечения рака пищевода зависит от следующих факторов:

• Вид опухоли, т.е. её морфологическое описание, которое осуществляется патологом по результатам гистологического анализа биоптата;
  • Стадия заболевания, которая устанавливается по результатам КТ и/или ПЭТ КТ;
  • Локализация и размер опухоли, которые наиболее точно устанавливаются КТ;
  • Возраст и общее состояние здоровья больного.

В МЦ «СионКлиник» планирование лечение рака пищевода — предмет ответственности междисциплинарной группой специалистов, таких как:

• Специалист/ы в химиотерапии и лучевой терапии;
  • Патолог;
  • Врачи-радиологи;
  • Хирурги, специализирующиеся на онкологических операциях по удалению всего пищевода или его части.

Второе мнение Как сказано выше, лечение рака в МЦ «СионКлиник» контролируется группой специалистов, тем не менее, в некоторых случаях, полезно получить мнение специалиста, не принимающего непосредственного участия в лечении пациента. В Израиле такая практика является обычной и призвана улучшить качество аппарата принятия решений.