Глиобластома представляет собой настоящий вызов умениям хирургов, онкологов и нейроонкологов. Израильские медики справляются с ее лечением лучше, чем большинство их коллег в других странах. Именно в Израиле ведется постоянная разработка новых методов лечения, включая таргетную терапию, биотерапию и преодоление гематоэнцефалического барьера, который составляет основную проблему при химиотерапии для мозга.

Высокоточные системы операционной навигации позволяют проводить успешные операции на головном мозге и позвоночнике, даже при таких сложных заболеваниях, как глиобластома, которую крайне сложно отделить от здоровых тканей мозга и полностью удалить.

Хотя зачастую при развитой глиобластоме речь о полном излечении не идет, а бороться предстоит с довольно агрессивным заболеванием, в Израиле выстраивают схему лечения таким образом, чтобы глиобластома максимально контролировалась, а ее развитие — сдерживалось. Продление жизни пациента на максимально возможный в его случае срок — это цель, которая достижима почти всегда, и в Израиле показатели пятилетней выживаемости по всем онкологическим заболеваниям наивысшие. Это касается и глиобластомы.

Глиобластома: как организуется обследование и лечение

Прежде всего, медцентр «СионКлиник» должен получить от пациента всю медицинскую документацию, результаты ранее проведенных обследований и тестов. Во многих случаях снимки могут быть достаточного качества, чтобы предоставить их для интерпретации нашим специалистам. Большинство наших пациентов уже проходили обследование на родине, и мы стремимся использовать всю полученную информацию по максимуму, чтобы сократить время на обследование.

Врач, который будет работать с конкретным пациентом, сообщит, достаточно ли качество снимков и результатов МРТ.

В общем случае пациент с диагнозом «глиобластома» или подозрением на него проходит следующие обследования:

• компьютерная томография (подробности о процедуре здесь);
  • МРТ (тут можно посмотреть на статью о процедуре);
  • ангиография;
  • позитронно-эмиссионная томография (описание процедуры);
  • биопсия. Чаще всего биопсия берется методом стереотаксической хирургии. Если биопсия уже выполнялась по месту жительства, то пациент может предоставить стекла и блоки к описанием к ним, а в Израиле выполняют гистологическую ревизию биоптата (больше информации по ссылке);
  • дополнительные анализы по назначению врача.

После рассмотрения всех обстоятельств начинается лечение глиобластомы в Израиле.

Лечение глиобластомы

Как и во всех остальных случаях, когда речь идет об онкологии, используется сочетание нескольких методик — хирургии, химиотерапии, лучевой терапии. Однако точный план лечения может быть индивидуальным для каждого пациента.

Хирургическое лечение

Многие симптомы глиобластом, которые развиваются довольно быстро вместе с агрессивно растущей опухолью, вызваны давлением на мозг. Поэтому первейшей задачей при лечении является уменьшение этого давления. Как правило, оно достигается при помощи хирургического удаления опухоли. В очень многих случаях речь не идет о полной резекции, так как почти неизбежно будут затронуты функциональные центры мозга — либо потому, что опухоль расположена очень близко к ним, либо потому, что она затрагивает важные участки, прорастая в здоровую ткань и вызывая  отек последней. В некоторых случаях инфильтрация такова, что опухоль сложно отличить от ткани мозга. Однако почти всегда может быть удалено 90 и более процентов опухолевых клеток.

Для повышения эффективности хирургической операции используются высокоточные навигационные системы, а также подсветка клеток опухоли специальным веществом, которое поглощается ими и дает возможность хирургу четко видеть раковые клетки в операционном освещении.

Для того, чтобы повысить точность операции, большинство таких вмешательств происходит с помощью робота-хирурга системы «да Винчи», который позволяет выполнять микрохирургические операции, в том числе на мозге, с высокой точностью. Сегодня все больше операций на мозге проводят эндоскопическим методом, избегая трепанации черепа.

Отдельным методом хирургического удаления опухоли в мозге можно назвать криохирургию, предполагающую замораживание раковых клеток при помощи специального зонда.

Лучевая терапия

Небольшие глиобластомы могут удаляться с помощью стереотаксической лучевой хирургии — точно направленное высокодозное излучение разрушает опухоль еще эффективнее, чем скальпель. Такой метод применим не всегда, но для некоторых случаев может быть оптимальным. Так называемый гамма-нож может начисто удалять маленькие новообразования.

Интраоперационно лучевая терапия применяется при диагнозе «глиобластома» еще одним способом. После удаления максимально возможного объема или всей опухоли место удаления облучается высокой дозой радиации, чтобы уничтожить оставшиеся клетки.

Для лечения глиобластомы и предотвращения рецидива используется также экстракорпоральная 3d-конформная лучевая терапия, предполагающая точную доставку высоких доз облучения по объемной модели опухоли, построенной заранее на основании данных КТ и МРТ. Это — последняя разработка в области радиотерапии, делающая лечебное облучение еще более эффективным для уничтожения раковых клеток.

Химиотерапия

Как и лучевая терапия, химиотерапия применяется при диагнозе «глиобластома» как интраоперационно, так и в качестве адъювантной терапии.

Во время операции применяется местная химиотерапия кармустином, биоразлагаемые матрицы с которым помещаются в полость, оставшуюся после удаления опухоли. Они постепенно высвобождают кармустин, в течение длительного времени равномерно доставляя его непосредственно в ложе опухоли. Таким образом риск рецидива существенно снижается. Импланты с кармустином носят название «Глиадел».

В схему стандартной химиотерапии входят и такие препараты как иринотекан, однако сама по себе химиотерапия против рака мозга неэффективна, поскольку не может преодолеть гематоэнцефалический барьер самостоятельно.

Для того, чтобы эффективно лечить глиобластому, применяются моноклональные антитела — бевацизумаб, который прекращает формирование новых кровеносных сосудов, питающих опухоль. Иринотекан в сочетании с бевацизумабом считается на сегодняшний день оптимальной схемой лечения.

Биотерапия

Кроме терапии моноклональными антителами (бевацизумаб и т.д, см. статью здесь), глиобластома поддается лечению при помощи таргетных препаратов и вакцин.

В частности, некоторые глиобластомы хорошо отвечают на терапию ингибиторами тирозинкиназы — эрлотинибом и гефитинибом. Дело в том, что таргетные препараты этого типа нацелены на клетки с определенными генетическими мутациями. В случае, если при гистологической ревизии биоптата на этапе обследования эти мутации будут найдены, то пациент может получать такое инновационное лечение.

Одной из хорошо проявивших себя экспериментальных клеточных вакцин для лечения таких опухолей, как глиобластома, является экспериментальный препарат ICT-107, вакцина аутологичных (собственных) дендритных клеток пациента, которая производится после оперативного вмешательства. Она нацелена сразу на шесть антигенов глиобластом. Терапия ICT-107 представляет собой подкожные инъекции через определенные промежутки времени. Вакцина вызывает собственный иммунный ответ организма пациента, помогая иммунитету бороться с раковыми клетками. Клинические испытания показали, что даже при агрессивной мультиформной глиобластоме, где о полном излечении речь не идет, терапия ICT-107 способна продлить жизнь пациента на годы, 5-7 лет.

Цены на лечение глиобластомы в Израиле

Хирургическое удаление опухоли — от 33 тысяч долларов.

Лучевая терапия — от 35 тысяч долларов.

Врачи, помогающие пациентам с диагнозом «глиобластома»

Профессор Бен Корен (резюме по ссылке) — радиолог, онколог, специалист в области радиотерапии и радиохирургии.

Профессор Цви Рам — хирург, нейрохирург, специалист по малоинвазивным операциям на мозге. Подробное резюме здесь.

Профессор Шломи Константини — один из самых опытных в Израиле специалистов по операциям на мозге у детей и взрослых. Подробности его деятельности — здесь.

Общая информация о глиобластоме

Глиобластомы относят также к астроцитомам высшей степени злокачественности. Это опухоли, которые развиваются из глиальных клеток, вспомогательных клеток нервной ткани, обеспечивающих поддержку метаболических процессов в нейронах, а также условия для передачи нервных импульсов. Клетки глии в мозгу взрослого человека не размножаются, однако существует довольно много предшественников глиальных клеток, аномальное развитие которых и приводит к астроцитомам и глиобластоме. Глиобластома — одна из самых распространенных и самых злокачественных опухолей головного мозга. Она растет довольно быстро, не имеет четких границ, быстро инфильтрирует здоровую мозговую ткань, приводя к формированию новых опухолей.

В некоторых случаях глиобластомы развиваются из менее злокачественных астроцитом низших стадий, но чаще всего глиобластома — самостоятельное первичное заболевание. Из-за своей высокой злокачественности глиобластома привлекает внимание врачей по всему миру: разработки и исследования в области лечения постоянно ведутся, и наши пациенты получают к ним доступ первыми.

Помимо агрессивности опухоли, сложность ее лечения объясняется также ее неоднородностью. В опухоли присутствуют обычно очаги пролиферации и некроза ткани, неоднородны и клетки, которые ее составляют, и генетически опухоль тоже может быть совершенно неоднородна. Поэтому при лечении приходится учитывать, что одни клетки могут хорошо реагировать на один вид терапии, другие — на другой. При этом глиобластома расположена в головном мозге, зачастую — на функциональных участках, и, учитывая быстрый инфильтративный рост, ее не всегда можно удалить полностью.